Курс «Библиотека в новом формате»
Лицензия № Л035-01243-21/00246261 от 28.02.2022, выдана Министерством образования Чувашской Республики
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Библиотека в новом формате»
Вид образования: | дополнительное профессиональное образование |
Тип программы: | программа повышения квалификации |
Форма обучения: | очно-заочная |
Объем освоения: | 72 часа |
Язык обучения: | русский |
Образовательный процесс по программе может осуществляться в течение всего календарного года за исключением нерабочих праздничных дней и по мере набора слушателей.
Цели и задачи программы
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Библиотека в новом формате» направлена на дополнительное профессиональное развитие библиотечных работников.
Основной целью программы является повышение уровня квалификации и функциональных навыков у работников библиотек, позволяющих адаптироваться к меняющейся социокультурной и экономической ситуации, вырабатывать и реализовывать гибкую индивидуальную концепцию модельной библиотеки нового формата.
Основные задачи реализации программы:
- овладение специальными знаниями, навыками и практиками, необходимыми для организации и осуществления эффективной деятельности модельных библиотек;
- освоение принципов формирования и организации документных фондов в модернизированном библиотечном пространстве;
- изучение интерактивных форм и методов в работе с читателями в библиотеках нового поколения;
- овладение специальными знаниями библиотечного маркетинга и рекламно-имиджевой деятельности;
- ознакомление с особенностями этики и психологии общения в процессе библиотечного обслуживания;
- повышение уровня компетентности слушателей в области формирования доступной среды в библиотеке.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы:
- знания, навыки и практики, необходимые для организации и осуществления эффективной деятельности модельных библиотек;
- принципы формирования и организации документных фондов в модернизированном библиотечном пространстве;
- знания интерактивных форм и методов в работе с читателями в библиотеках нового поколения;
- навыки в анализе маркетинговой деятельности библиотеки;
- знания методов сбора информации при проведении исследований;
- навыки мониторинга и анализа библиотечной ситуации в регионе;
- навыки в разработке рекламных обращений;
- умения в формировании благоприятного имиджа библиотеки;
- знания особенностей этики и психологии общения в процессе библиотечного обслуживания;
- знания принципов обеспечения доступной среды в библиотеке.
Требования к уровню подготовки лиц, необходимому для освоения программы
К освоению программы допускаются лица, имеющие:
‑ высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) «Библиотечно-информационная деятельность»;
‑ высшее профессиональное непрофильное образование.
Нормативный срок и трудоемкость программы
Нормативный срок и трудоемкость освоения программы – 72 академических часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателей. Учебная нагрузка устанавливается не более 8 часов в день, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы.
Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.
Режим занятий – 10 рабочих дней.
Форма обучения
Форма обучения – очно-заочная.
Учебный план
Объем лекционных занятий – 27 академических часов, практических и самостоятельных работ – 44 академических часа, итоговая аттестация – 1 час.
Учебно-тематический план
Виды учебных работ:
- Лекция (Л)
- Практическая работа (ПР)
- Самостоятельная работа (СР)
- Аттестация (аттес.)
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов | Л | ПР | Аттес. |
1. | Комплектование и учет библиотечного фонда | 8 | 3 | 5 | |
1.1 | Комплектование библиотечного фонда: источники, виды, этапы. Анализ и оценка состояния и использования библиотечных фондов | 4 | 2 | 2 | |
1.2 | Создание и пополнение записи КСУ в САБ ИРБИС64. Подготовка учетных форм документов. Создание, заимствование и редактирование библиографических записей в САБ ИРБИС64. Настройки САБ ИРБИС64 | 4 | 1 | 3 | |
2. | Интерактивные формы и методы в работе с читателями в библиотеках нового поколения. Организация массовых мероприятий | 9 | 3 | 6 | |
2.1 | Интерактивные формы работы с читателями | 3 | 1 | 2 | |
2.2 | Новые формы работы с детьми и подростками | 3 | 1 | 2 | |
2.3 | Формы и виды массовых мероприятий | 3 | 1 | 2 | |
3. | Общие положения теории маркетинга пиар (PR) | 12 | 6 | 6 | |
3.1 | Основные концепции маркетинга | 2 | 1 | 1 | |
3.2 | Особенности маркетинга в некоммерческом секторе | 2 | 1 | 1 | |
3.3 | Задачи маркетинга | 2 | 1 | 1 | |
3.4 | Определение ниши библиотеки. Фандрайзинг | 2 | 1 | 1 | |
3.5 | Анализ маркетинговой деятельности. Маркетинговая проверка | 2 | 1 | 1 | |
3.6 | Определение потребностей и способы их удовлетворения | 2 | 1 | 1 | |
4. | Маркетинговые исследования в библиотеках | 11 | 4 | 7 | |
4.1 | Сущность маркетингового исследования | 2 | 1 | 1 | |
4.2 | Методы сбора информации при проведении исследований | 2 | 1 | 1 | |
4.3 | Мониторинг и анализ библиотечной ситуации в регионе | 2 | 1 | 1 | |
4.4 | Бизнес-план библиотеки | 5 | 1 | 4 | |
5. | Общественные связи или пиар (PR) | 9 | 2 | 7 | |
5.1 | Реклама библиотеки | 4 | 1 | 3 | |
5.2 | Разработка рекламного обращения | 5 | 1 | 4 | |
6. | Маркетинговые коммуникации в библиотеке нового поколения. Разработка интегрированной программы продвижения библиотечных услуг и ресурсов | 8 | 3 | 5 | |
7. | Этика и психология общения в процессе библиотечного обслуживания | 6 | 3 | 3 | |
7.1 | Этика слушания | 2 | 1 | 1 | |
7.2 | Библиотечный этикет | 2 | 1 | 1 | |
7.3 | Психологические ловушки общения | 2 | 1 | 1 | |
8. | Организация библиотечного пространства с учётом потребностей и предпочтений читателей. Принципы формирования доступной среды в библиотеке | 8 | 3 | 5 | |
Итоговая аттестация (зачет) | 1 | 1 | |||
Итого | 72 | 27 | 44 | 1 |
Календарный учебный график
№ п/п | Тематика занятий | Учебные дни | Общая трудоемкость (часы) | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1.1 | Комплектование библиотечного фонда: источники, виды, этапы. Анализ и оценка состояния и использования библиотечных фондов | 4 | 4 | |||||||||
1.2 | Создание и пополнение записи КСУ в САБ ИРБИС64. Подготовка учетных форм документов. Создание, заимствование и редактирование библиографических записей в САБ ИРБИС64. Настройки САБ ИРБИС64. | 4 | 4 | |||||||||
2.1 | Интерактивные формы работы с читателями | 3 | 3 | |||||||||
2.2 | Новые формы работы с детьми и подростками | 3 | 3 | |||||||||
2.3 | Формы и виды массовых мероприятий | 3 | 3 | |||||||||
3.1 | Основные концепции маркетинга | 2 | 2 | |||||||||
3.2 | Особенности маркетинга в некоммерческом секторе | 2 | 2 | |||||||||
3.3 | Задачи маркетинга | 2 | 2 | |||||||||
3.4 | Определение ниши библиотеки. Фандрайзинг | 2 | 2 | |||||||||
3.5 | Анализ маркетинговой деятельности. Маркетинговая проверка | 2 | 2 | |||||||||
3.6 | Определение потребностей и способы их удовлетворения | 2 | 2 | |||||||||
4.1 | Сущность маркетингового исследования | 2 | 2 | |||||||||
4.2 | Методы сбора информации при проведении исследований | 2 | 2 | |||||||||
4.3 | Мониторинг и анализ библиотечной ситуации в регионе | 2 | 2 | |||||||||
4.4 | Бизнес-план библиотеки | 5 | 5 | |||||||||
5.1 | Реклама библиотеки | 4 | 4 | |||||||||
5.2 | Разработка рекламного обращения | 5 | 5 | |||||||||
6. | Маркетинговые коммуникации в библиотеке нового поколения. Разработка интегрированной программы продвижения библиотечных услуг и ресурсов | 8 | 8 | |||||||||
7.1 | Этика слушания | 2 | 2 | |||||||||
7.2 | Библиотечный этикет | 2 | 2 | |||||||||
7.3 | Психологические ловушки общения | 2 | 2 | |||||||||
8. | Организация библиотечного пространства с учётом потребностей и предпочтений читателей. Принципы формирования доступной среды в библиотеке. | 8 | 8 | |||||||||
Итоговая аттестация (тестирование) | 1 | 1 | ||||||||||
Итого | 72 |