Курс «Изучаем чувашский язык»

Лицензия № Л035-01243-21/00246261 от 28.02.2022, выдана Министерством образования Чувашской Республики

Дополнительная общеразвивающая программа

«Изучаем чувашский язык»

Вид образования:дополнительное образование
Тип программы:общеразвивающая программа
Форма обучения:очная
Объем освоения:58 часов
Язык обучения:русский

Образовательный процесс по программе может осуществляться в течение всего календарного года за исключением нерабочих праздничных дней и по мере набора слушателей.

Цель и задачи реализации программы

Общеразвивающая программа «Изучаем чувашский язык» направлена на дополнительное развитие взрослых и детей от 14 лет.

Основной целью программы является формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному (чувашскому) языку, воспитание чувства сопричастности к его сохранению, обогащению речи.

Основные задачи реализации программы:

  • формирование мотивационно-адекватного отношения к чувашскому языку;
  • заложение основ коммуникативных умений для говорения, аудирования, чтения и письма;
  • формирование элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной чувашской речью;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы:

  • знания основ грамматики, произношения и лексики чувашского языка;
  • умения сформулировать свою мысль на чувашском языке в устной и письменной речи;
  • навыки разговорной и письменной речи на чувашском языке.

Требования к уровню подготовки лиц, необходимому для освоения программы

Общеразвивающая программа «Изучаем чувашский язык» рассчитана на взрослых и детей от 14 лет.

Нормативный срок и трудоемкость программы

Нормативный срок и трудоемкость освоения программы – 58 академических часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателей. Учебная нагрузка устанавливается не более 2 часов в день, включая все виды учебной работы обучающегося. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью не менее 45 минут.

Режим занятий – 1 рабочий день в неделю по 2 академических часа в день.

Форма обучения

Форма обучения – очная.

Учебный план

Объем лекционных занятий – 9 академических часов, практических и самостоятельных работ – 47 академических часов, итоговая аттестация – 2 часа.

Учебно-тематический план

Вид учебных работ:

  • Лекция (Л)
  • Практическая работа (ПР)
  • Самостоятельная работа (СР) — проработка материала и подготовка к практическим занятиям
  • Аттестация (Аттест.) – в виде декламации на чувашском языке.
№ п/пНаименование тем (модулей)Всего часовЛПР/СРАттест.
1Знакомство с культурой родного чувашского языка. Чувашский алфавит. Буквы Ҫҫ, Ӑӑ, Ӗӗ, Ӱӱ. Произношение гласных. Правильная постановка звуков [ặ], [ÿ], [ӗ], [ç]. Упражнения в написании букв Ҫҫ, Ӑӑ, Ӗӗ, Ӱӱ. Упражнения в произношении звуков, слов20,51,5
2Предложение и текст. Основная мысль в тексте. Порядок слов в чувашском предложении. Игры со словами20,51,5
3Вопросительные предложения. Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения. Знак вопроса. Интонация вопроса. Работа в парах. Составление диалога на заданные темы22
4Восклицательные предложения. Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения. Восклицательный знак. Работа в парах. Инсценировка составленных  диалогов22
5Ударение в слове. Логическое ударение в предложении. Упражнения в правильной постановке логического ударения в вопросительном предложении. Игра «Исправь ошибки»22
6Звонкое произношение шумных согласных: [к], [п], [с], [ç], [т], [х], [ч],[ ш]. Чтение шумных согласных с удвоенными буквами22
7Порядковые числительные. Выражение множественности предметов. Произношение количественных числительных. Употребление числительных при отвлеченном счете. Чтение чувашских пословиц с числительными20,51,5
8Начальная (основная) форма глагола. Настоящее время глагола. Прошедшее очевидное время глагола. Спряжение глаголов в утвердительной и отрицательной формах. Поиск в тексте глаголов начальной формы20,51,5
9Будущее время глагола. Повелительное наклонение глагола. Побудительная форма глагола. Составление коротких фраз с помощью побудительных глаголов20,51,5
10Безглагольные предложения. Прошедшее неочевидное время. Глагольные сочетания. Глаголы лар, тӑр, вырт, ӳк. Сочетания с глаголами лар, тӑр, вырт, ӳк. Составление предложений с глаголами20,51,5
11Сослагательные наклонения глагола. Перевод текста на русский язык. Неличные формы глагола. Инфинитив. Конструкции с инфинитивом. Глаголы речи те, кала «говорить, сказать». Выразительное чтение отрывка поэмы К.Иванова «Нарспи»20,51,5
12Лично-возвратные местоимения. Составление предложений с местоимениями. Выразительное чтение текстов на чувашском языке20,51,5
13Вопросительные слова ӑҫта, ӑҫтан, ӑҫталла, ӑҫти. Формы возможности и невозможности действия. Вопросы хӑҫан?, хӑҫантанпа?, хӑҫанччен?, хӑҫантанхи? Выразительное чтение текстов на чувашском языке22
14Слова, обозначающие предмет (япала ячӗ). Слова, обозначающие признак предмета (паллặ ячӗ). Слова, обозначающие действие предмета (ӗç-хӗл)22
15Особенности употребления прилагательных. Прилагательные в качестве сказуемого придаточного предложения. Степени сравнения прилагательных. Слова пур «есть», ҫук « нет». Составление предложений20,51,5
16Причастия. Самостоятельные формы причастий. Обороты с будущим причастием. Конструкции с причастиями20,51,5
17Деепричастия. Конструкции с деепричастиями20,51,5
18Наречие. Выразительное чтение стихотворения М. Сеспеля «Тинĕсе»20,51,5
19Частицы. Послеслоги и служебные имена. Устное составление коротких фраз. Выразительное чтение рассказа Л.Толстого «Акӑшсем»20,51,5
20Формы употребления на -ашкал, (-ешкел). Союзы. Запоминание слов и выражений из текста. Составление устных рассказов22
21Глаголы движения. Косвенная речь. Запоминание родственных слов. Глаголы, обозначающие начало и конец действия. Составление предложений по образцу20,51,5
22Приглагольные слова со значениями признака действия и времени. Восстановление в памяти слова со значением. Образование производных глаголов. Запоминание значений глаголов20,51,5
23Написание слов с прописной буквы. Заимствованные слова из русского языка. Перевод слов с русского языка на чувашский язык22
24Времена года. Названия месяцев. Названия деревьев. Названия рыб. Названия птиц. Названия ягод. Время, единицы измерения времени. Подражательные слова. Игра «Угадай слово»22
25Чувашия – моя родина. Названия городов Чувашии. Названия цветов. Названия одежды. Традиционные праздники чувашского народа: Сурхури, Ҫӑварни… Выразительное чтение отрывка народной чувашской песни20,51,5
26Что такое речь? Из чего она состоит? Групповая игра «Доброе-злое», парад добрых слов. Письма и сообщения как средства общения. Жанр телефонных разговоров. Практикум по телефонному этикету на чувашском языке «У меня зазвонил телефон»20,51,5
27Сила слова. Словарный состав чувашского языка. Игра «Говори правильно и понятно». Орфографический словарь чувашских слов, чувашско-русский словарь, русско-чувашский словарь. Упражнения на нахождение в словаре слов. Групповое чтение текстов вслух20,51,5
28Именные группы слов. Парные слова. Именное отрицание. Прошедшее многократное время. Самостоятельное чтение текстов22
Итоговая аттестация (декламация на чувашском языке) «Мое любимое произведение»22
Итого589472

Календарный учебный график

№ п/п Тематика занятий Учебных дней,
в неделю
Общая трудоемкость (часы)
1 Знакомство с культурой родного чувашского языка. Чувашский алфавит. Буквы Ҫҫ, Ӑӑ, Ӗӗ, Ӱӱ. Произношение гласных. Правильная постановка звуков [ặ], [ÿ], [ӗ], [ç]. Упражнения в написании букв Ҫҫ, Ӑӑ, Ӗӗ, Ӱӱ. Упражнения в произношении звуков, слов 1 2
2 Предложение и текст. Основная мысль в тексте. Порядок слов в чувашском предложении. Игры со словами 1 2
3 Вопросительные предложения. Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения. Знак вопроса. Интонация вопроса. Работа в парах. Составление диалога на заданные темы 1 2
4 Восклицательные предложения. Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения. Восклицательный знак. Работа в парах. Инсценировка составленных  диалогов 1 2
5 Ударение в слове. Логическое ударение в предложении. Упражнения в правильной постановке логического ударения в вопросительном предложении. Игра «Исправь ошибки» 1 2
6 Звонкое произношение шумных согласных: [к], [п], [с], [ç], [т], [х], [ч],[ ш]. Чтение шумных согласных с удвоенными буквами 1 2
7 Порядковые числительные. Выражение множественности предметов. Произношение количественных числительных. Употребление числительных при отвлеченном счете. Чтение чувашских пословиц с числительными 1 2
8 Начальная (основная) форма глагола. Настоящее время глагола. Прошедшее очевидное время глагола. Спряжение глаголов в утвердительной и отрицательной формах. Поиск в тексте глаголов начальной формы 1 2
9 Будущее время глагола. Повелительное наклонение глагола. Побудительная форма глагола. Составление коротких фраз с помощью побудительных глаголов 1 2
10 Безглагольные предложения. Прошедшее неочевидное время. Глагольные сочетания. Глаголы лар, тӑр, вырт, ӳк. Сочетания с глаголами лар, тӑр, вырт, ӳк. Составление предложений с глаголами 1 2
11 Сослагательные наклонения глагола. Неличные формы глагола. Инфинитив. Конструкции с инфинитивом. Перевод текста на русский язык. Глаголы речи те, кала «говорить, сказать». Выразительное чтение отрывка поэмы К.Иванова «Нарспи» 1 2
12 Лично-возвратные местоимения. Составление предложений с местоимениями. Выразительное чтение текстов на чувашском языке 1 2
13 Вопросительные слова ӑҫта, ӑҫтан, ӑҫталла, ӑҫти. Формы возможности и невозможности действия. Вопросы хӑҫан?, хӑҫантанпа?, хӑҫанччен?, хӑҫантанхи? Выразительное чтение текстов на чувашском языке 1 2
14 Слова, обозначающие предмет (япала ячӗ). Слова, обозначающие признак предмета (паллặ ячӗ). Слова, обозначающие действие предмета (ӗç-хӗл) 1 2
15 Особенности употребления прилагательных. Прилагательные в качестве сказуемого придаточного предложения. Степени сравнения прилагательных. Слова пур «есть», ҫук « нет». Составление предложений 1 2
16 Причастия. Самостоятельные формы причастий. Обороты с будущим причастием. Конструкции с причастиями 1 2
17 Деепричастия. Конструкции с деепричастиями 1 2
18 Наречие. Выразительное чтение стихотворения М. Сеспеля «Тинĕсе» 1 2
19 Частицы. Послеслоги и служебные имена. Устное составление коротких фраз. Выразительное чтение рассказа Л.Толстого «Акӑшсем» 1 2
20 Формы употребления на -ашкал, (-ешкел). Союзы. Запоминание слов и выражений из текста. Составление устных рассказов 1 2
21 Глаголы движения. Косвенная речь. Запоминание родственных слов. Глаголы, обозначающие начало и конец действия. Составление предложений по образцу 1 2
22 Приглагольные слова со значениями признака действия и времени. Восстановление в памяти слова со значением. Образование производных глаголов. Запоминание значений глаголов 1 2
23 Написание слов с прописной буквы. Заимствованные слова из русского языка. Перевод слов с русского языка на чувашский язык 1 2
24 Времена года. Названия месяцев. Названия деревьев. Названия рыб. Названия птиц. Названия ягод. Время, единицы измерения времени. Подражательные слова. Игра «Угадай слово» 1 2
25 Чувашия – моя родина. Названия городов Чувашии. Названия цветов. Названия одежды. Традиционные праздники чувашского народа: Сурхури, Ҫӑварни… Выразительное чтение отрывка народной чувашской песни 1 2
26 Что такое речь? Из чего она состоит? Групповая игра «Доброе-злое», парад добрых слов. Письма и сообщения как средства общения. Жанр телефонных разговоров. Практикум по телефонному этикету на чувашском языке «У меня зазвонил телефон» 1 2
27 Сила слова. Словарный состав чувашского языка. Игра «Говори правильно и понятно». Орфографический словарь чувашских слов, чувашско-русский словарь, русско-чувашский словарь. Упражнения на нахождение в словаре слов. Групповое чтение текстов вслух 1 2
28 Именные группы слов. Парные слова. Именное отрицание. Прошедшее многократное время. Самостоятельное чтение текстов 1 2
Итоговая аттестация (декламация на чувашском языке) «Мое любимое произведение» 1 2
Итого 29 58

Ознакомиться с программой