Курс «Тĕрĕ тĕнчи» («Мир вышивки»)

Лицензия № Л035-01243-21/00246261 от 28.02.2022, выдана Министерством образования Чувашской Республики

Дополнительная общеразвивающая программа

«Тӗрӗ тӗнчи» («Мир вышивки»)

Вид образования:дополнительное образование
Тип  программы:общеразвивающая программа
Форма обучения:очная
Объем освоения программы:72 часа
Язык обученияРусский, чувашский

Образовательный процесс по программе может осуществляться в течение всего календарного года за исключением нерабочих праздничных дней и по мере набора слушателей.

Цели и задачи программы

Общеразвивающая программа «Тӗрӗ тӗнчи» («Мир вышивки») направлена на дополнительное развитие взрослых и детей от 14 лет.

Основной целью программы является воспитание эмоционально-ценностного отношения человека к традиционной культуре своего народа и приобщение обучающихся к декоративному творчеству.

Основные задачи реализации программы:

•   воспитание любви и уважения к народной вышивке, национальному искусству и передача традиций;

•   овладение техникой вышивания, умение разбираться в народном орнаменте, цветовых соотношениях;

•   изучение произведений декоративно-прикладного искусства, развитие творческого мышления и творческого потенциала каждого участника;

•   объяснение важности вышивки в сохранении культуры чувашского народа;

•   создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности человека, её интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы:

  • знания традиций в декоративно-прикладном искусстве чувашского народа;
  • умения различать народный орнамент и его цветовые соотношения;
  • навыки техники вышивания.

Требования к уровню подготовки лиц, необходимому для освоения программы

Общеразвивающая программа «Мир вышивки» рассчитана на взрослых и детей от 14 лет.

Нормативный срок и трудоемкость программы

Нормативный срок и трудоемкость освоения программы – 72 академических часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателей. Учебная нагрузка устанавливается не более 2 часов в день, включая все виды учебной работы обучающегося. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью не менее 45 минут.

Режим занятий – 1 рабочий день в неделю по 2 академических часа в день.

Форма обучения

Форма обучения – очная.

Учебный план

Объем лекционных занятий – 15,5 академических часов, практических и самостоятельных работ – 54,5 академических часов, итоговая аттестация – 2 часа.

Учебно-тематический план

Виды учебных работ:

  • Лекция (Л)
  • Практическая работа (ПР)
  • Самостоятельная работа (СР) — проработка материала и подготовка к практическим занятиям.
  • Аттестация (аттес.) — в виде выставки работ
№ п/пНаименование тем (модулей)Всего часовЛПР/СРАттест.
1Знакомство со старинной чувашской вышивкой. Техника безопасности при работе с острыми и мелкими предметами20,51,5
2Из истории чувашской вышивки «Возрожденное искусство»22
3Материалы и инструменты для вышивки. Рисование мелких узоров, обозначающих воду22
4Составление эскиза игольницы. Симметрия в углах. Рисование мелких узоров, обозначающих землю22
5Знакомство с технологическими приемами вышивки. Швы «сиктерулле-пунктир», «йĕпкĕн-роспись». Мелкий украшающий шов «шулам — косой гладьевой шов»22
6Вышивка игольницы контурным швом «йĕпкĕн-роспись». Техника безопасности при работе22
7Космогонические сюжеты в чувашской вышивке. «Шÿркени (пÿклени) – петельный шов (обметочный шов)22
8Из истории чувашской вышивки «Возрожденное искусство»22
9Рисование орнаментальных узоров. Композиционное решение салфетки22
10Соотношение цветов. Украшающий шов «чĕп куçĕ — извилина ручейка и глаз цыпленка»22
11Швы для заполнения орнамента «хантăс, чăн хантăс – косая мелкая стежка; чăрмалла – прямой гладьевой шов22
12Понятие шов «мережка». Зарисовка схем мережек. Мережки «киçтĕк – кисточка; в раскол»22
13Подбор цветов ниток для салфетки. Сохранение традиции чувашской вышивки (О первой профессиональной художнице по чувашской вышивке Е.И. Ефремовой)22
14Из истории чувашской вышивки «Вечная красота узоров»22
15Знакомство с полотенцами и сурпанами этнографических групп. Композиционное решение полотенца, сурпана20,51,5
16Экскурсия «Музей чувашской вышивки»22
17Вышивание полотенца. Соотношение цветов22
18Рисование орнаментальных узоров. Изучение старинных полотенец и сурпанов22
19Символ Солнца в чувашской вышивке. Техника выполнения маскировочного шва «çын пĕлми тĕрĕ – мудреный шов»222
20«Если открыть страницы прошлого…»22
21Техника выполнения декоративного шва «шурă чĕнтĕр» (мережка)22
22Рисование фрагментов орнамента кĕскĕ22
23Изучение образцов вышивки и орнаментальных схем. Работа с образцами вышивки22
24Выполнение зооморфных изображений. Изделие «Полотенце» по мотивам нагрудного орнамента «Кĕскĕ»22
25Заключительная операция по изготовлению изделия (обработка, сшивание ткани и т.п.), знакомство с соединительными швами22
26Понятие «цветная перевить». Изучение образцов вышивки22
27Изделие «Плясовой платок». Композиционное решение изделия20,51,5
28Создание эскизного варианта композиции «Плясового платка». Поиски его цветового решения20,51,5
29Изучение «плясовых платков» разных этнографических групп. Швы «çаклатмалла – поддевчатый, явнă тĕрĕ – переплетение»20,51,5
30Национальный костюм чувашского народа от древности до современности22
31Изучение работ мастеров по чувашской вышивке (Жачевой Е.Н., Симаковой М.В., Петровой Т.И., Шарковой Т.В.). «Икĕ енлĕ майралла тĕрĕ – двухсторонний крест (мордовский крест)»22
32Вышивание плясового платка. Соотношение цветов22
33Декорирование панно с элементами чувашской национальной вышивки22
34Развитие современной сувенирной продукции в Чувашской Республике20,51,5
35Обсуждение вышитых работ20,51,5
Итоговая аттестация (выставка работ) «О, узоры наши древние…». Организация выставки «Сияющая как факел чувашская вышивка»22
Итого7215,554,52

Календарный учебный график

№ п/пНаименование тем (модулей)Учебных дней,
в неделю
Общая
трудоемкость (часы)
1Знакомство со старинной чувашской вышивкой. Техника безопасности при работе с острыми и мелкими предметами12
2Из истории чувашской вышивки «Возрожденное искусство»12
3Материалы и инструменты для вышивки. Рисование мелких узоров, обозначающих воду12
4Составление эскиза игольницы. Симметрия в углах. Рисование мелких узоров, обозначающих землю12
5Знакомство с технологическими приемами вышивки. Швы «сиктерулле-пунктир», «йĕпкĕн-роспись». Мелкий украшающий шов «шулам — косой гладьевой шов»12
6Вышивка игольницы контурным швом «йĕпкĕн-роспись». Техника безопасности при работе12
7Космогонические сюжеты в чувашской вышивке. «Шÿркени (пÿклени) – петельный шов (обметочный шов)12
8Из истории чувашской вышивки «Возрожденное искусство»12
9Рисование орнаментальных узоров. Композиционное решение салфетки12
10Соотношение цветов. Украшающий шов «чĕп куçĕ — извилина ручейка и глаз цыпленка»12
11Швы для заполнения орнамента «хантăс, чăн хантăс – косая мелкая стежка; чăрмалла – прямой гладьевой шов12
12Понятие шов «мережка». Зарисовка схем мережек. Мережки «киçтĕк – кисточка; в раскол»12
13Подбор цветов ниток для салфетки. Сохранение традиции чувашской вышивки (О первой профессиональной художнице по чувашской вышивке Е.И. Ефремовой)12
14Из истории чувашской вышивки «Вечная красота узоров»12
15Знакомство с полотенцами и сурпанами этнографических групп. Композиционное решение полотенца, сурпана12
16Экскурсия «Музей чувашской вышивки»12
17Вышивание полотенца. Соотношение цветов12
18Рисование орнаментальных узоров. Изучение старинных полотенец и сурпанов12
19Символ Солнца в чувашской вышивке. Техника выполнения маскировочного шва «çын пĕлми тĕрĕ – мудреный шов»12
20«Если открыть страницы прошлого…»12
21Техника выполнения декоративного шва «шурă чĕнтĕр» (мережка)12
22Рисование фрагментов орнамента кĕскĕ12
23Изучение образцов вышивки и орнаментальных схем. Работа с образцами вышивки12
24Выполнение зооморфных изображений. Изделие «Полотенце» по мотивам нагрудного орнамента «Кĕскĕ»12
25Заключительная операция по изготовлению изделия (обработка, сшивание ткани и т.п.), знакомство с соединительными швами12
26Понятие «цветная перевить». Изучение образцов вышивки12
27Изделие «Плясовой платок». Композиционное решение изделия12
28Создание эскизного варианта композиции «Плясового платка». Поиски его цветового решения12
29Изучение «плясовых платков» разных этнографических групп. Швы «çаклатмалла – поддевчатый, явнă тĕрĕ – переплетение»12
30Национальный костюм чувашского народа от древности до современности12
31Изучение работ мастеров по чувашской вышивке (Жачевой Е.Н., Симаковой М.В., Петровой Т.И., Шарковой Т.В.). «Икĕ енлĕ майралла тĕрĕ – двухсторонний крест (мордовский крест)»12
32Вышивание плясового платка. Соотношение цветов12
33Декорирование панно с элементами чувашской национальной вышивки12
34Развитие современной сувенирной продукции в Чувашской Республике12
35Обсуждение вышитых работ12
Итоговая аттестация (выставка работ) «О, узоры наши древние…». Организация выставки «Сияющая как факел чувашская вышивка»12
Итого3672

Ознакомиться с программой