Курс «Библиотека в новом формате»

Лицензия № Л035-01243-21/00246261 от 28.02.2022, выдана Министерством образования Чувашской Республики

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Библиотека в новом формате»

Вид образования:дополнительное профессиональное образование
Тип программы:программа повышения квалификации
Форма обучения:очно-заочная
Объем освоения:72 часа
Язык обучения:русский

Образовательный процесс по программе может осуществляться в течение всего календарного года за исключением нерабочих праздничных дней и по мере набора слушателей.

Цели и задачи программы

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Библиотека в новом формате» направлена на дополнительное профессиональное развитие библиотечных работников.

Основной целью программы является повышение уровня квалификации и функциональных навыков у работников библиотек, позволяющих адаптироваться к меняющейся социокультурной и экономической ситуации, вырабатывать и реализовывать гибкую индивидуальную концепцию модельной библиотеки нового формата.

Основные задачи реализации программы:

  • овладение специальными знаниями, навыками и практиками, необходимыми для организации и осуществления эффективной деятельности модельных библиотек;
  • освоение принципов формирования и организации документных фондов в модернизированном библиотечном пространстве;
  • изучение интерактивных форм и методов в работе с читателями в библиотеках нового поколения;
  • овладение специальными знаниями библиотечного маркетинга и рекламно-имиджевой деятельности;
  • ознакомление с особенностями этики и психологии общения в процессе библиотечного обслуживания;
  • повышение уровня компетентности слушателей в области формирования доступной среды в библиотеке.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы:

  • знания, навыки и практики, необходимые для организации и осуществления эффективной деятельности модельных библиотек;
  • принципы формирования и организации документных фондов в модернизированном библиотечном пространстве;
  • знания интерактивных форм и методов в работе с читателями в библиотеках нового поколения;
  • навыки в анализе маркетинговой деятельности библиотеки;
  • знания методов сбора информации при проведении исследований;
  • навыки мониторинга и анализа библиотечной ситуации в регионе;
  • навыки в разработке рекламных обращений;
  • умения в формировании благоприятного имиджа библиотеки;
  • знания особенностей этики и психологии общения в процессе библиотечного обслуживания;
  • знания принципов обеспечения доступной среды в библиотеке.

Требования к уровню подготовки лиц, необходимому для освоения программы

К освоению программы допускаются лица, имеющие:

‑ высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) «Библиотечно-информационная деятельность»;

‑ высшее профессиональное непрофильное образование.

Нормативный срок и трудоемкость программы

Нормативный срок и трудоемкость освоения программы – 72 академических часа, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателей. Учебная нагрузка устанавливается не более 8 часов в день, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы.

Для всех видов занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Режим занятий – 10 рабочих дней.

Форма обучения

Форма обучения – очно-заочная.

Учебный план

Объем лекционных занятий – 27 академических часов, практических и самостоятельных работ – 44 академических часа, итоговая аттестация – 1 час.

Учебно-тематический план

Виды учебных работ:

  • Лекция (Л)
  • Практическая работа (ПР)
  • Самостоятельная работа (СР)
  • Аттестация (аттес.)
№ п/пНаименование разделовВсего часовЛПРАттес.
1.Комплектование и учет библиотечного фонда835
1.1Комплектование библиотечного фонда: источники, виды, этапы. Анализ и оценка состояния и использования библиотечных фондов422
1.2Создание и пополнение записи КСУ в САБ ИРБИС64. Подготовка учетных форм документов. Создание, заимствование и редактирование библиографических записей в САБ ИРБИС64. Настройки САБ ИРБИС64413
2.Интерактивные формы и методы в работе с читателями в библиотеках нового поколения. Организация массовых мероприятий936
2.1Интерактивные формы работы с читателями312
2.2Новые формы работы с детьми и подростками312
2.3Формы и виды массовых мероприятий312
3.Общие положения теории маркетинга пиар (PR)1266
3.1Основные концепции маркетинга211
3.2Особенности маркетинга в некоммерческом секторе211
3.3Задачи маркетинга211
3.4Определение ниши библиотеки. Фандрайзинг211
3.5Анализ маркетинговой деятельности. Маркетинговая проверка211
3.6Определение потребностей и способы их удовлетворения211
4.Маркетинговые исследования в библиотеках1147
4.1Сущность маркетингового исследования211
4.2Методы сбора информации при проведении исследований211
4.3Мониторинг и анализ библиотечной ситуации в регионе211
4.4Бизнес-план библиотеки514
5.Общественные связи или пиар (PR)927
5.1Реклама библиотеки413
5.2Разработка рекламного обращения514
6.Маркетинговые коммуникации в библиотеке нового поколения. Разработка интегрированной программы продвижения библиотечных услуг и ресурсов835
7.Этика и психология общения в процессе библиотечного обслуживания633
7.1Этика слушания211
7.2Библиотечный этикет211
7.3Психологические ловушки общения211
8.Организация библиотечного пространства с учётом потребностей и предпочтений читателей. Принципы формирования доступной среды в библиотеке835
Итоговая аттестация (зачет)11
Итого7227441

Календарный учебный график

№ п/пТематика занятийУчебные дниОбщая трудоемкость (часы)
12345678910 
1.1Комплектование библиотечного фонда: источники, виды, этапы. Анализ и оценка состояния и использования библиотечных фондов 4         4
1.2Создание и пополнение записи КСУ в САБ ИРБИС64. Подготовка учетных форм документов. Создание, заимствование и редактирование библиографических записей в САБ ИРБИС64. Настройки САБ ИРБИС64. 4         4
2.1Интерактивные формы работы с читателями  3        3
2.2Новые формы работы с детьми и подростками  3        3
2.3Формы и виды массовых мероприятий     3     3
3.1Основные концепции маркетинга  2        2
3.2Особенности маркетинга в некоммерческом секторе   2       2
3.3Задачи маркетинга   2       2
3.4Определение ниши библиотеки. Фандрайзинг   2       2
3.5Анализ маркетинговой деятельности. Маркетинговая проверка   2       2
3.6Определение потребностей и способы их удовлетворения    2      2
4.1Сущность маркетингового исследования    2      2
4.2Методы сбора информации при проведении исследований    2      2
4.3Мониторинг и анализ библиотечной ситуации в регионе    2      2
4.4Бизнес-план библиотеки     5     5
5.1Реклама библиотеки      4    4
5.2Разработка рекламного обращения      5    5
6.Маркетинговые коммуникации в библиотеке нового поколения. Разработка интегрированной программы продвижения библиотечных услуг и ресурсов       8   8
7.1Этика слушания      2    2
7.2Библиотечный этикет        2  2
7.3Психологические ловушки общения        2  2
8.Организация библиотечного пространства с учётом потребностей и предпочтений читателей. Принципы формирования доступной среды в библиотеке.         8 8
Итоговая аттестация (тестирование)          11
Итого72

Ознакомиться с программой