Курс «Изучаем чувашский язык»
Лицензия № Л035-01243-21/00246261 от 28.02.2022, выдана Министерством образования Чувашской Республики
Дополнительная общеразвивающая программа
«Изучаем чувашский язык»
Вид образования: | дополнительное образование |
Тип программы: | общеразвивающая программа |
Форма обучения: | очная |
Объем освоения: | 58 часов |
Язык обучения: | русский |
Образовательный процесс по программе может осуществляться в течение всего календарного года за исключением нерабочих праздничных дней и по мере набора слушателей.
Цель и задачи реализации программы
Общеразвивающая программа «Изучаем чувашский язык» направлена на дополнительное развитие взрослых и детей от 14 лет.
Основной целью программы является формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному (чувашскому) языку, воспитание чувства сопричастности к его сохранению, обогащению речи.
Основные задачи реализации программы:
- формирование мотивационно-адекватного отношения к чувашскому языку;
- заложение основ коммуникативных умений для говорения, аудирования, чтения и письма;
- формирование элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной чувашской речью;
- пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы:
- знания основ грамматики, произношения и лексики чувашского языка;
- умения сформулировать свою мысль на чувашском языке в устной и письменной речи;
- навыки разговорной и письменной речи на чувашском языке.
Требования к уровню подготовки лиц, необходимому для освоения программы
Общеразвивающая программа «Изучаем чувашский язык» рассчитана на взрослых и детей от 14 лет.
Нормативный срок и трудоемкость программы
Нормативный срок и трудоемкость освоения программы – 58 академических часов, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы слушателей. Учебная нагрузка устанавливается не более 2 часов в день, включая все виды учебной работы обучающегося. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью не менее 45 минут.
Режим занятий – 1 рабочий день в неделю по 2 академических часа в день.
Форма обучения
Форма обучения – очная.
Учебный план
Объем лекционных занятий – 9 академических часов, практических и самостоятельных работ – 47 академических часов, итоговая аттестация – 2 часа.
Учебно-тематический план
Вид учебных работ:
- Лекция (Л)
- Практическая работа (ПР)
- Самостоятельная работа (СР) — проработка материала и подготовка к практическим занятиям
- Аттестация (Аттест.) – в виде декламации на чувашском языке.
№ п/п | Наименование тем (модулей) | Всего часов | Л | ПР/СР | Аттест. |
1 | Знакомство с культурой родного чувашского языка. Чувашский алфавит. Буквы Ҫҫ, Ӑӑ, Ӗӗ, Ӱӱ. Произношение гласных. Правильная постановка звуков [ặ], [ÿ], [ӗ], [ç]. Упражнения в написании букв Ҫҫ, Ӑӑ, Ӗӗ, Ӱӱ. Упражнения в произношении звуков, слов | 2 | 0,5 | 1,5 | |
2 | Предложение и текст. Основная мысль в тексте. Порядок слов в чувашском предложении. Игры со словами | 2 | 0,5 | 1,5 | |
3 | Вопросительные предложения. Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения. Знак вопроса. Интонация вопроса. Работа в парах. Составление диалога на заданные темы | 2 | 2 | ||
4 | Восклицательные предложения. Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения. Восклицательный знак. Работа в парах. Инсценировка составленных диалогов | 2 | 2 | ||
5 | Ударение в слове. Логическое ударение в предложении. Упражнения в правильной постановке логического ударения в вопросительном предложении. Игра «Исправь ошибки» | 2 | 2 | ||
6 | Звонкое произношение шумных согласных: [к], [п], [с], [ç], [т], [х], [ч],[ ш]. Чтение шумных согласных с удвоенными буквами | 2 | 2 | ||
7 | Порядковые числительные. Выражение множественности предметов. Произношение количественных числительных. Употребление числительных при отвлеченном счете. Чтение чувашских пословиц с числительными | 2 | 0,5 | 1,5 | |
8 | Начальная (основная) форма глагола. Настоящее время глагола. Прошедшее очевидное время глагола. Спряжение глаголов в утвердительной и отрицательной формах. Поиск в тексте глаголов начальной формы | 2 | 0,5 | 1,5 | |
9 | Будущее время глагола. Повелительное наклонение глагола. Побудительная форма глагола. Составление коротких фраз с помощью побудительных глаголов | 2 | 0,5 | 1,5 | |
10 | Безглагольные предложения. Прошедшее неочевидное время. Глагольные сочетания. Глаголы лар, тӑр, вырт, ӳк. Сочетания с глаголами лар, тӑр, вырт, ӳк. Составление предложений с глаголами | 2 | 0,5 | 1,5 | |
11 | Сослагательные наклонения глагола. Перевод текста на русский язык. Неличные формы глагола. Инфинитив. Конструкции с инфинитивом. Глаголы речи те, кала «говорить, сказать». Выразительное чтение отрывка поэмы К.Иванова «Нарспи» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
12 | Лично-возвратные местоимения. Составление предложений с местоимениями. Выразительное чтение текстов на чувашском языке | 2 | 0,5 | 1,5 | |
13 | Вопросительные слова ӑҫта, ӑҫтан, ӑҫталла, ӑҫти. Формы возможности и невозможности действия. Вопросы хӑҫан?, хӑҫантанпа?, хӑҫанччен?, хӑҫантанхи? Выразительное чтение текстов на чувашском языке | 2 | 2 | ||
14 | Слова, обозначающие предмет (япала ячӗ). Слова, обозначающие признак предмета (паллặ ячӗ). Слова, обозначающие действие предмета (ӗç-хӗл) | 2 | 2 | ||
15 | Особенности употребления прилагательных. Прилагательные в качестве сказуемого придаточного предложения. Степени сравнения прилагательных. Слова пур «есть», ҫук « нет». Составление предложений | 2 | 0,5 | 1,5 | |
16 | Причастия. Самостоятельные формы причастий. Обороты с будущим причастием. Конструкции с причастиями | 2 | 0,5 | 1,5 | |
17 | Деепричастия. Конструкции с деепричастиями | 2 | 0,5 | 1,5 | |
18 | Наречие. Выразительное чтение стихотворения М. Сеспеля «Тинĕсе» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
19 | Частицы. Послеслоги и служебные имена. Устное составление коротких фраз. Выразительное чтение рассказа Л.Толстого «Акӑшсем» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
20 | Формы употребления на -ашкал, (-ешкел). Союзы. Запоминание слов и выражений из текста. Составление устных рассказов | 2 | 2 | ||
21 | Глаголы движения. Косвенная речь. Запоминание родственных слов. Глаголы, обозначающие начало и конец действия. Составление предложений по образцу | 2 | 0,5 | 1,5 | |
22 | Приглагольные слова со значениями признака действия и времени. Восстановление в памяти слова со значением. Образование производных глаголов. Запоминание значений глаголов | 2 | 0,5 | 1,5 | |
23 | Написание слов с прописной буквы. Заимствованные слова из русского языка. Перевод слов с русского языка на чувашский язык | 2 | 2 | ||
24 | Времена года. Названия месяцев. Названия деревьев. Названия рыб. Названия птиц. Названия ягод. Время, единицы измерения времени. Подражательные слова. Игра «Угадай слово» | 2 | 2 | ||
25 | Чувашия – моя родина. Названия городов Чувашии. Названия цветов. Названия одежды. Традиционные праздники чувашского народа: Сурхури, Ҫӑварни… Выразительное чтение отрывка народной чувашской песни | 2 | 0,5 | 1,5 | |
26 | Что такое речь? Из чего она состоит? Групповая игра «Доброе-злое», парад добрых слов. Письма и сообщения как средства общения. Жанр телефонных разговоров. Практикум по телефонному этикету на чувашском языке «У меня зазвонил телефон» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
27 | Сила слова. Словарный состав чувашского языка. Игра «Говори правильно и понятно». Орфографический словарь чувашских слов, чувашско-русский словарь, русско-чувашский словарь. Упражнения на нахождение в словаре слов. Групповое чтение текстов вслух | 2 | 0,5 | 1,5 | |
28 | Именные группы слов. Парные слова. Именное отрицание. Прошедшее многократное время. Самостоятельное чтение текстов | 2 | 2 | ||
Итоговая аттестация (декламация на чувашском языке) «Мое любимое произведение» | 2 | 2 | |||
Итого | 58 | 9 | 47 | 2 |
Календарный учебный график
№ п/п | Тематика занятий | Учебных дней, в неделю |
Общая трудоемкость (часы) |
1 | Знакомство с культурой родного чувашского языка. Чувашский алфавит. Буквы Ҫҫ, Ӑӑ, Ӗӗ, Ӱӱ. Произношение гласных. Правильная постановка звуков [ặ], [ÿ], [ӗ], [ç]. Упражнения в написании букв Ҫҫ, Ӑӑ, Ӗӗ, Ӱӱ. Упражнения в произношении звуков, слов | 1 | 2 |
2 | Предложение и текст. Основная мысль в тексте. Порядок слов в чувашском предложении. Игры со словами | 1 | 2 |
3 | Вопросительные предложения. Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения. Знак вопроса. Интонация вопроса. Работа в парах. Составление диалога на заданные темы | 1 | 2 |
4 | Восклицательные предложения. Грамотное произношение и правильность постановки логического ударения. Восклицательный знак. Работа в парах. Инсценировка составленных диалогов | 1 | 2 |
5 | Ударение в слове. Логическое ударение в предложении. Упражнения в правильной постановке логического ударения в вопросительном предложении. Игра «Исправь ошибки» | 1 | 2 |
6 | Звонкое произношение шумных согласных: [к], [п], [с], [ç], [т], [х], [ч],[ ш]. Чтение шумных согласных с удвоенными буквами | 1 | 2 |
7 | Порядковые числительные. Выражение множественности предметов. Произношение количественных числительных. Употребление числительных при отвлеченном счете. Чтение чувашских пословиц с числительными | 1 | 2 |
8 | Начальная (основная) форма глагола. Настоящее время глагола. Прошедшее очевидное время глагола. Спряжение глаголов в утвердительной и отрицательной формах. Поиск в тексте глаголов начальной формы | 1 | 2 |
9 | Будущее время глагола. Повелительное наклонение глагола. Побудительная форма глагола. Составление коротких фраз с помощью побудительных глаголов | 1 | 2 |
10 | Безглагольные предложения. Прошедшее неочевидное время. Глагольные сочетания. Глаголы лар, тӑр, вырт, ӳк. Сочетания с глаголами лар, тӑр, вырт, ӳк. Составление предложений с глаголами | 1 | 2 |
11 | Сослагательные наклонения глагола. Неличные формы глагола. Инфинитив. Конструкции с инфинитивом. Перевод текста на русский язык. Глаголы речи те, кала «говорить, сказать». Выразительное чтение отрывка поэмы К.Иванова «Нарспи» | 1 | 2 |
12 | Лично-возвратные местоимения. Составление предложений с местоимениями. Выразительное чтение текстов на чувашском языке | 1 | 2 |
13 | Вопросительные слова ӑҫта, ӑҫтан, ӑҫталла, ӑҫти. Формы возможности и невозможности действия. Вопросы хӑҫан?, хӑҫантанпа?, хӑҫанччен?, хӑҫантанхи? Выразительное чтение текстов на чувашском языке | 1 | 2 |
14 | Слова, обозначающие предмет (япала ячӗ). Слова, обозначающие признак предмета (паллặ ячӗ). Слова, обозначающие действие предмета (ӗç-хӗл) | 1 | 2 |
15 | Особенности употребления прилагательных. Прилагательные в качестве сказуемого придаточного предложения. Степени сравнения прилагательных. Слова пур «есть», ҫук « нет». Составление предложений | 1 | 2 |
16 | Причастия. Самостоятельные формы причастий. Обороты с будущим причастием. Конструкции с причастиями | 1 | 2 |
17 | Деепричастия. Конструкции с деепричастиями | 1 | 2 |
18 | Наречие. Выразительное чтение стихотворения М. Сеспеля «Тинĕсе» | 1 | 2 |
19 | Частицы. Послеслоги и служебные имена. Устное составление коротких фраз. Выразительное чтение рассказа Л.Толстого «Акӑшсем» | 1 | 2 |
20 | Формы употребления на -ашкал, (-ешкел). Союзы. Запоминание слов и выражений из текста. Составление устных рассказов | 1 | 2 |
21 | Глаголы движения. Косвенная речь. Запоминание родственных слов. Глаголы, обозначающие начало и конец действия. Составление предложений по образцу | 1 | 2 |
22 | Приглагольные слова со значениями признака действия и времени. Восстановление в памяти слова со значением. Образование производных глаголов. Запоминание значений глаголов | 1 | 2 |
23 | Написание слов с прописной буквы. Заимствованные слова из русского языка. Перевод слов с русского языка на чувашский язык | 1 | 2 |
24 | Времена года. Названия месяцев. Названия деревьев. Названия рыб. Названия птиц. Названия ягод. Время, единицы измерения времени. Подражательные слова. Игра «Угадай слово» | 1 | 2 |
25 | Чувашия – моя родина. Названия городов Чувашии. Названия цветов. Названия одежды. Традиционные праздники чувашского народа: Сурхури, Ҫӑварни… Выразительное чтение отрывка народной чувашской песни | 1 | 2 |
26 | Что такое речь? Из чего она состоит? Групповая игра «Доброе-злое», парад добрых слов. Письма и сообщения как средства общения. Жанр телефонных разговоров. Практикум по телефонному этикету на чувашском языке «У меня зазвонил телефон» | 1 | 2 |
27 | Сила слова. Словарный состав чувашского языка. Игра «Говори правильно и понятно». Орфографический словарь чувашских слов, чувашско-русский словарь, русско-чувашский словарь. Упражнения на нахождение в словаре слов. Групповое чтение текстов вслух | 1 | 2 |
28 | Именные группы слов. Парные слова. Именное отрицание. Прошедшее многократное время. Самостоятельное чтение текстов | 1 | 2 |
Итоговая аттестация (декламация на чувашском языке) «Мое любимое произведение» | 1 | 2 | |
Итого | 29 | 58 |